Без категории
В ДОУ для создания условий полноценного психоэмоционального развития ребенка организованна работа с педагогом-психологом.
Направления работы
Диагностическое направление: наблюдение за эмоциональным состоянием детей; проведение диагностических методик; анализ результатов.
Коррекционно-развивающее направление: групповые занятия; индивидуальные занятия;
Профилактическое направление: создание благоприятной атмосферы; проведение релаксационных упражнений с применением сухого бассейна и пузырьковой лампы; организация игровой деятельности в интерактивной песочнице.
Консультативное направление: работа с педагогами; взаимодействие с родителями; консультирование по вопросам эмоционального развития.
Методы и приемы работы
Арт-терапия: рисование, лепка, музыка
Игровая терапия: сюжетно-ролевые игры, психогимнастика
Релаксационные техники: дыхательные упражнения, мышечная релаксация
Когнитивные методы: развитие памяти, внимания, мышления
Критерии эффективности работы
Позитивные изменения в эмоциональном состоянии детей
Улучшение навыков общения
Снижение уровня тревожности
Повышение уверенности в себе
Активное участие в совместной деятельности
Работа по обеспечению психоэмоционального благополучия требует системного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Только при создании благоприятных условий для эмоционального развития можно говорить о полноценном формировании личности ребенка и его успешной социализации.
Родители участвуют в формировании и поддержании психоэмоционального благополучия воспитанников через совместную с детьми деятельность.
Периодичность мониторинга эмоционального состояния воспитанников образовательные организации устанавливают самостоятельно.
Считается, что оптимальный режим организации мониторинга — включение первичного (в начале учебного года) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений. Такой подход позволяет избежать эффекта привыкания и даёт более точную картину развития.
Кроме того, в течение всего учебного года по запросу родителей или педагогов может проводиться индивидуальное или групповое психодиагностическое обследование воспитанников.
Для диагностики психоэмоционального благополучия воспитанников используют наблюдение, беседы, тесты и анализ продуктов деятельности. Выбор методов зависит от целей исследования и учитывает психологические особенности детей.
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОСПИТАННИКОВ
Для диагностики психоэмоционального благополучия воспитанников используются разные методики, например:
«Паровозик» (автор С. В. Валиев). Позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха в новой или привычной социальной среде.
«Лесенка» (автор В. Г. Щур). Помогает определить характер самооценочных действий ребёнка. Ребёнку предлагают лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька соответствует позитивной оценке, а нижняя — негативной.
«Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображённого человека» (автор А. М. Щетинина). Помогает определить
возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображённого человека.
«Изучение социальных эмоций у детей» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
«Автопортрет». С её помощью ребёнок в рисунке показывает, какой он есть сегодня и каким хочет стать в будущем.
«Психодиагностические рисунки». Используются для изучения адекватной тревожности. В серии рисунков, предлагаемых ребёнку, изображена типичная
для жизни детей ситуация.
«Секрет» (игра «Выбор в действии»). Социометрическая методика, которая используется для первичной диагностики эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Методики, применяемые для формирования (поддержания) психоэмоционального благополучия воспитанников в ДОУ
Диагностика адаптации к ДОУ
Роньжина А.С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к
дошкольному учреждению»
Диагностика готовности к школьному обучению
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Нежнова Т.А. «Беседа о школе»
(модифицированная методика)
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе.
Диагностика познавательных процессов
Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагоговпсихологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко
Л.Г., Павлова Н.Н.
Дж. Ровен «Прогрессивные матрицы Равена»
Забрамная С.Д., Боровик О.В.
Практический материал для психолого-педагогического обследования детей
Диагностика личностных и эмоционально -волевых особенностей
Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.
Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)
Восьми цветовой тест Люшера.
Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.)
Методика «Волшебная страна чувств»
Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи
в домиках»
Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго)
Тест «Сказки» Л. Дюсса.
Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»
Методика исследования детского самосознания и половозрастной
идентификации, разработанная Белопольской Л.Н.
Детский апперцептивный тест (САТ)
(Авторы: Леопольд и Соня Беллак)
Диагностика социально-психологического климата коллектива
Социометрия Дж. Морено
Проективная методика Рене Желя
Диагностика детско-родительских отношений
Проективная методика «Рисунок семьи»
Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д.
Антони
Проективная методика Рене Желя
Диагностика в период возрастных кризисов
«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л.
Венгер, К.Л. Поливанова)
Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости
Методика «Дорисовывание фигур». О. М. Дьяченко
Тест интеллекта «Цветные прогрессивные матрицы Равена»
Психоэмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ — это состояние, когда ребенок чувствует себя комфортно, безопасно, любимым, способен управлять своими эмоциями и успешно взаимодействовать с окружающими, что является залогом гармоничного развития и адаптации.
Для его обеспечения необходимы: благоприятная эмоционально-развивающая среда, уважительное и доверительное взаимодействие педагога с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также комплекс мер, включающих режим дня, физические нагрузки и игровую деятельность.
В нашем детском саду психоэмоциональное благополучие воспитанников: - это:
• адаптация ребёнка к детскому саду;
• раннее выявление возможных трудностей усвоения программного материала оспитанниками при групповой форме работы;
• организация коррекционно-развивающего взаимодействия с воспитанниками и их родителями (законными представителями);
• гуманизация воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанников;
• принятие условий возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого воспитанника;
• умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потери интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.
Критерии психоэмоционального благополучия в группах в ходе повседневной деятельности
Меры, применяемые для ежедневного поддержания эмоционального конфорта в группах

Проявление показателей эмоционального благополучия/неблагополучия в жизнедеятельности и поведении детей дошкольного возраста
Признаки здорового эмоционального состояния
Государственное задание и отчет о его исполнении за 2024 год